-
First slide

На факультете психологии и дефектологии состоялся научно-методический семинар «Логопедическое сопровождение младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО»



  28.03.2025  |    1

Семинар собрал учителей-логопедов и учителей-дефектологов общеобразовательных организаций, реализующих образование лиц с ограниченными возможностями здоровья.

С приветственным словом к участникам семинара обратилась Богордаева Елена Александровна, заместитель директора МУ «Информационно-методический центр» г. о. Саранск, которая заострила внимание на значимости и важности мероприятия для развития профессионального дефектологического сообщества и повышения качества логопедической помощи в образовательных организациях. Елена Александровна подчеркнула, что в условиях реализации ФГОС НОО особое внимание уделяется созданию инклюзивной образовательной среды и обеспечению равных возможностей для всех обучающихся. Она выразила уверенность в том, что семинар станет площадкой для обмена опытом, обсуждения актуальных вопросов и внедрения инновационных подходов в инклюзивную практику. Ее приветственное слово задало тон всему мероприятию, вдохновив участников на продуктивную работу.

Рябова Наталья Владимировна, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой специальной педагогики и медицинских основ дефектологии – один из модераторов мероприятия, подчеркнула, что «В условиях стремительных изменений в обществе и образовательной среде, дефектологическое образование играет ключевую роль в обеспечении качественной поддержки детей с особыми образовательными потребностями». Она отметила необходимость адаптации образовательных программ, внедрения инновационных методик и усиления междисциплинарного взаимодействия для подготовки высококвалифицированных специалистов в области дефектологии. В своем выступлении она акцентировала внимание на профессиональном стандарте «Педагога-дефектолога», который ориентирует на подготовку квалифицированных учителей-дефектологов и учителей-логопедов, способных проектировать и реализовывать сопровождение, оказывать помощь с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.

Далее слово было предоставлено педагогам-практикам, которые в своих выступлениях были единодушны в необходимости, значимости и ценности помощи, поддержки и сопровождения младшим школьникам в условиях инклюзивной практики.

Куликова Мария Евгеньевна, учитель-дефектолог МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11», г. Саранск, подчеркнула, что систематичное и последовательное внедрение обучающих программ является ключевым фактором успеха в работе с младшими школьниками с расстройствами аутистического спектра. Она также поделилась практическим опытом использования методов и приемов АВА-терапии для таких детей.

В рамках своего доклада «Логопедическое сопровождение детей с системным недоразвитием речи» Ольга Александровна Бибина, учитель-логопед ГБОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья», г. Саранск, акцентировала внимание на значимости логопедической поддержки в школьной среде. Она отметила: «Логопедическое сопровождение направлено на создание благоприятных условий для развития коммуникативных навыков у обучающихся. Его главная цель – сформировать умение использовать речь как средство общения, применяя любые доступные речевые средства». Ольга Александровна также поделилась эффективными методами логопедической помощи детям с системным недоразвитием речи и продемонстрировала видеофрагмент занятия с использованием интерактивного логопедического стола, что наглядно продемонстрировало современные подходы в работе с такими детьми.

В своем выступлении Панфёрова Ольга Александровна, учитель-логопед МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11», г. Саранск, затронула важную тему – развитие графомоторных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра. Она отметила: «Развитие графомоторных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра представляет собой сложную задачу, требующую комплексного подхода. Специфические особенности восприятия и обработки информации, характерные для таких детей, часто затрудняют освоение письма и рисования. Улучшение графомоторных навыков возможно через систематические упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, координации движений и зрительно-пространственного восприятия. Важно использовать игровые методы и адаптировать задания к индивидуальным потребностям ребенка, учитывая его сенсорные особенности и уровень развития. Применение специализированных методик, таких как кинезиотерапия и сенсорная интеграция, может значительно улучшить результаты». Этот подход, по мнению Ольги Александровны, способствует более эффективному развитию навыков, необходимых для успешного обучения и социализации детей с расстройствами аутистического спектра.

В рамках мероприятия особое внимание было уделено важности участия в профессиональных конкурсах как инструменту для повышения мастерства. Козлова Анжелина Юрьевна, учитель-логопед МОУ «Средняя школа им. Героя Светского Союза П. И. Орлова № 2, г. Саранск, подробно остановилась на критериях оценки конкурсных работ, отметив: «Оценка конкурсных работ – это многогранный процесс, который требует четких и прозрачных критериев. В контексте логопедической практики особое внимание уделяется корректности и эффективности применяемых методик. Важно, чтобы представленные материалы отражали современное понимание речевых нарушений и соответствовали возрастным особенностям детей. Ключевым аспектом является практическая значимость работы. Инновационность подхода также играет важную роль – приветствуются авторские разработки и адаптация существующих методик для решения конкретных задач. Немаловажным фактором остается качество оформления работы: четкость, логичность и доступность изложения, грамотность и наглядность представленных материалов – все это влияет на общее впечатление и облегчает восприятие информации».

В своем докладе Коровина Наталья Геннадьевна, учитель-логопед МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 41», г. Саранск, отметила, что участие в таких конкурсах служит важным стимулом для профессионального роста. Однако, как подчеркнула Наталья Геннадьевна, победа в конкурсе – это результат кропотливой работы, которая требует не только глубоких знаний, но и умения грамотно представить свой опыт. Ключевым фактором успеха она считает содержательную часть работы. Конкурсанту необходимо четко определить цель и задачи, показать актуальность и новизну представленного опыта, а также продемонстрировать его практическую значимость, подкрепляя конкретными примерами и результатами. Анализ эффективности используемых методов и приемов, а также рефлексия собственного опыта добавят работе глубины и убедительности, что особенно важно для достижения высоких результатов.

Полосина Анна Александровна, старший преподаватель кафедры специальной педагогики и медицинских основ дефектологии, в своем выступлении акцентировала внимание на использовании логопедического тренажера для формирования лексики у обучающихся с общим недоразвитием речи. Она отметила, что формирование полноценной лексической системы – одна из ключевых задач логопедической работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. Ограниченный словарный запас, неточное понимание и употребление слов значительно затрудняют процесс обучения и социальной адаптации таких обучающихся. В связи с этим, поиск эффективных методов и средств развития лексики у детей с ОНР является актуальной проблемой современной логопедии. Одним из перспективных направлений в данной области является использование логопедических тренажеров. Современные логопедические тренажеры представляют собой интерактивные компьютерные программы, направленные на расширение словарного запаса, уточнение значений слов, формирование навыков словообразования и словоизменения. Использование визуальных и аудиальных стимулов, игровых элементов и заданий способствует лучшему усвоению материала и формированию прочных лексических навыков. Анна Александровна подчеркнула, что применение таких технологий открывает новые возможности для повышения эффективности логопедической работы и способствует успешному развитию речи у детей с общим недоразвитием речи.

Завершилось мероприятие выступлением студентки факультета психологии и дефектологии – Маргариты Сергеевны Губиной, которая представила результаты своего исследования, раскрывающего возможности применения платформы Unity для разработки логопедических игр, создания интерактивных и адаптивных игровых материалов. На примерах она убедительно доказала, что спроектированные и разработанные интерактивные дидактические материалы могут эффективно применяться в коррекционной работе с детьми. Сделав акцент на потенциале таких игр для повышения мотивации обучающихся и улучшения результатов логопедической коррекции.

В заключение были подведены итоги, отмечена важность обсуждаемых проблем и возможности внедрения инновационных подходов в практику работы с младшими школьниками в условиях инклюзивного образования. Участники выразили благодарность организаторам за полезный опыт и возможность обмена инновациями. Мероприятие стало значимым шагом в развитии профессионального дефектологического сообщества и повышения качества дефектологической поддержки и помощи обучающимся в условиях инклюзивной практике.

Возврат к списку



Поделиться в:

Контактная информация:

Главный корпус:
ул.Студенческая, 11 А

Приемная ректора :
8(8342) 33-92-50

Курсы по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ :
8(8342) 33-92-81

Приемная комиссия :
 Email : prcom@mordgpi.ru
8(8342) 33-92-58
8(8342) 33-93-90

ОТДЕЛ ОБЩЕГО ДОКУМЕНТООБОРОТА
 Email : general@mordgpi.ru

© Мордовский Государственный Педагогический Университет имени М.Е. Евсевьева